Моя методическая система

Моя методическая система

Методическая система учителя истории и обществознания МОБУ «СОШ № 23» Высочиной О.В.:
«Воспитание нравственных качеств в процессе формирования конкурентоспособной личности».

Цель современного образования – не только усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В соответствии с этой целью разработана собственная методическая система учителя. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности учащихся.
Актуальность методической системы заключается в том, что развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к подрастающему поколению высокие требования.
В этой связи одной из приоритетных задач современного школьного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и свои личные проблемы.
Цель методической системы: создать условия для формирования ученика мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.

Задачи методической системы:
1. Создание условий для формирования и оптимального развития познавательных и творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей;
2. Внедрение системы внеурочных занятий по предмету для формирования интересов учащихся и развития практической направленности предмета;
3. Инициация новых видов учебной деятельности учащихся;
4. Оценка эффективности используемых форм, методов и средств через различные формы контроля и диагностику состояния различных видов деятельности обучающихся.

Что же составляет понятие конкурентоспособность?
 Коммуникация
 Кооперация
 Креативность
 Критическое мышление

Итак, мы выделили составляющие понятия «Конкурентоспособная личность»
Обращаю Ваше внимание на то, что данные составляющие применимы в преподавании любого предмета и входит в содержательный компонент моей методической системы.

Содержательный компонент системы, определяемый государственным образовательным стандартом, ИКС, включает в себя не только объём знаний, умений и навыков, необходимых для формирования компетенций, но и предоставление возможностей для их использования в конкретно практических ситуациях, моделируемых на уроке и во внеурочное время. Например, перенос аналитических выводов на современность (из политической сферы в социальную и т.п.), логические задания опережающего обучения, разработка проектов и пр.
Инструментально-технологический компонент.
Включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов моей педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания.

В основе применяемых мною технологий лежит деятельностный подход в обучении, «Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!» (А.А.Леонтьев).

Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам, который обуславливает и набор методов обучения:

1. Проблемный метод
Создание проблемных ситуаций приводит к усвоению учащимися материала с помощью выдвижения специальных познавательных задач, передаче учителем опыта нестандартного решения познавательных проблем и направлении учеников на получение прогнозируемого результата. Такое обучения можно рассматривать в качестве подготовительного этапа развития познавательных и творческих способностей учеников.
2. Эвристический (частично поисковый) метод.
В отличие от проблемного, эвристический метод направлен на приобретение учащимся личного опыта и творческую самореализацию. Например, в рамках проектной технологии ученик получает от учителя лишь объект исследования, самостоятельно ставя цели, выбирая средства и создавая конкретный образовательный продукт.

3. Вербально-коммуникативный метод.
Одной из важнейших профессиональных составляющих современного человека является владение ораторским искусством, умение управлять аудиторией. Большое значение здесь имеет не только богатство словарного запаса, доступность речи, но и форма подачи, эмоциональная окрашенность, сила убеждения. Подобный метод ярче всего реализуется в игровых технологиях (например, ролевые уроки) и завершающем этапе проектной технологии (защита и оппонирование результатов исследований).

Организационный компонент.
Учебный процесс представляет собой систему форм организации учебного процесса:
1. Урочная форма.
Достижение цели моей методической системы возможно только в условиях развивающего обучения через конкретизацию задач, которые приходится постоянно решать в процессе проведения и подготовки урока. Для себя я выделила следующие аспекты успешного урока:
1. Формирование предметной компетенции — показать учащимся значимость исторических и обществоведческих знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему. Я пытаюсь найти такой подход, который задевает не только ум, но и душу ученика, помогает понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни.
2. Развитие познавательной активности и самостоятельности – не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать. Для этого в каждом ребёнке я стараюсь разбудить природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность учащихся.
3.Формирование информационной компетентности – научить работать с информацией: анализировать и систематизировать её, находить скрытые составляющие, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать. В этом направлении большие возможности даёт работа с учебником и учебным текстом (изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности).
4. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности – учу слышать и понимать друг друга, с уважение относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Моим детям на уроке не страшно ошибиться, хотя порой они выдвигают нелепые идеи и предположения.
5.Формирование рефлексивных качеств — развитие способностей личности к самоанализу и самокоррекции.
Вопрос фокус-группе: как данные аспекты могут помочь ученику в формировании его конкурентоспособности?
Основными формами организации обучения школьников в моей педагогической деятельности являются:
2. Внеурочная форма.
Внеурочная деятельность выражается в участии в традиционных предметных неделях, мероприятиях, посвящённых знаменательным датам и т.п., позволяющих реализовать на практике вербально-коммуникативные навыки и групповую деятельность. Использование нетрадиционных форм домашнего задания позволяет в большей степени реализовать эвристический метод обучения, стимулирует к углублению навыков переноса усвоенных компетенций с одного направления деятельности на другой, и позволяет активнее и более творчески использовать в процессе подготовки ресурсы единого информационного пространства. Во внеурочной деятельности проблемно – эвристические методы обучения эффективно использую в работе с целевой группой детей, которых принято называть одаренными или способными. В рамках реализации школьного проекта «Одаренные дети» обучающиеся школы участвуют в олимпиадах разного уровня. Мой опыт подготовки обучающихся к академическим олимпиадам составляет более десяти лет. За это время я апробировала разные способы работы и пришла к выводу, что репродуктивные методы малоэффективны. Для одаренного ребенка, который отличается своеобразным мышлением, самым важным является выработка собственного знания собственным оригинальным путем.
3. Элективные курсы.
Элективные курсы позволяют реализовывать профильные модули, имеющие целенаправленную предметную и профессиональную. С целью повышения мотивации, развития профессионального самоопределения обучающихся, мною разработаны и апробированы элективные курсы для обучающихся 10-11-х классов:
Элективный курс предпрофильной подготовки «Я и закон» (9 класс)
«Программа элективного курса по историческому краеведению «Листая страницы семейного альбома» для учащихся 8-9 классов»»
4. Кружки и факультативы.
Кружки и факультативы дают возможность выходить за рамки предметной области и заниматься освоением современных телекоммуникационных технологий. Результативность подобной деятельности находит своё выражение в увеличении интереса к созданию информационных продуктов по различным предметным областям и размещения их для широкого доступа через Сеть Интернета.
V. Рефлексивно-оценочный компонент.
Рефлексия помогает ученикам оценить свои возможности, лучше понять себя, осознать трудности. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в жизни, чтобы не чувствовать себя изгоем.
1. Самостоятельность. Ребенок сам анализирует, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
2. Предприимчивость. Ребенок осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
3. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Результативность методической системы, её осмысление, самоанализ, самооценка и корректировка методов и приёмов работы, базируются на результатах различных форм диагностики и оценивания результатов работы: диагностические работы, результаты участия в олимпиадах и творческих конкурсах, тестирование в форме ЕГЭ и пр.
Задание для фокус-группы: фразы, используемые в менеджменте.
Собственная методическая система складывалась в течение 7 лет, она востребована профессиональным сообществом. Подтверждением наличия собственной методической системы, практической значимости и ее востребованности в педагогическом сообществе считаю следующие показатели:
• Авторские публикации (размещены на «Персональный страница учителя истории и обществознания Высочиной О.В.» на сайтах педагогических сообществ учителей)
• Публичное представление собственного опыта
Наиболее значимыми критериями существования и эффективности методической системы считаю:
• Ежегодное наличие победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, в 2016, 2017 гг.- по обществознанию.
Эффективность и результативность моей методической системы в настоящее время подтверждается динамикой позитивных результатов:
• в уровне обученности и воспитанности моих учеников, их общей успешности и конкурентоспособности в специфических проявлениях детства: учёба – творчество – спорт — общественно-полезный труд и т.д.
• моей педагогической успешности и признании высоких результатов (во многих профессиональных конкурсах, представление к отраслевой награде);
На базе ГБУ «Импульс-Центр» совместно с Управление образования администрации г.Оренбурга изданы сборники методических разработок уроков из серии «Учитель-учителю», индивидуальный сборник «В помощь учителю истории и обществознания».
Важным результатом инновационной проектной деятельности считаю личное участие в создании и руководстве над двумя важными проектами патриотической направленности: книги памяти «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», каждая страничка в которых была записана учениками о своих прадедах – участников и победителей Великой Отечественной войны; в 2014 и 2016 году проект занял 3 место в областном конкурсе «Я – гражданин России!»
Несомненным успехом своей работы считаю наличие победителей и призеров Муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по обществознанию в 2016 и 2017 году.
Мои обучающиеся являются постоянными участниками дистанционных олимпиад по истории и обществознанию на всероссийском уровне.
Также в рамках данного направления являюсь организатором сетевого взаимодействия своей образовательной организации с ВУЗами Оренбурга, Молодежным Парламентом ГД РФ, российскими издательствами в области образования.

Опыт МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ воспроизводим и технологичен, что подтверждается размещением материалов на сайтах федерального уровня, положительными результатами экспертизы сообществ учителей, количеством скачиваний системы авторских методических материалов.